ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА. НАСЛЕДИЕ К.Д. УШИНСКОГО

          В рамках реализации мероприятий Годового плана работы на 2022-2023 учебный год старший воспитатель Гунарь Марта Витальевна провела с педагогами методический час, посвященный педагогическому наследию К.Д. Ушинского. Марта Витальевна подготовила теоретический и практический материал по каллиграфотерапии, логическим играм и упражнениям, основанным на оригинальных заданиях К.Д. Ушинского.
            Константин Дмитриевич Ушинский был выдающимся педагогом XIX века, чьи идеи и методы обучения до сих пор оказывают влияние на современное образование в России и за её пределами. Ушинский был не только педагогом, но и писателем, критиком и общественным деятелем, и его наследие в области образования остается актуальным и ценным до сегодняшнего дня. 

          Его потрясающие произведения, сделали автора классиком российской педагогики, учителем русских учителей: «Человек как предмет воспитания», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О народности в общественном воспитании», «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «Педагогическая поездка по Швейцарии». К.Д. Ушинский не только на сто лет вперед опередил и  определил   современную идею деятельностного подхода в образовании и развивающего обучения. Он дал ей глубочайшее теоретическое обоснование и образец практического ее воплощения в своих знаменитых учебных книгах «Детский мир» и «Родное слово».

        Это, действительно, народный педагог, как «Ломоносов − народный ученый, Суворов − народный полководец, Глинка − народный композитор, Пушкин − народный поэт» (Л. Модзалевский). По его мнению, выстраивание системы образования необходимо, во-первых, доступной для всего народа, и, во-вторых, ос­нованной на национальных традициях и национальных потребностях страны. Полтора века назад К.Д. Ушинский предупреждал, что «в деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу».

       Одним из наиболее значимых понятий, введенных Ушинским в педагогическую практику, было понятие "воспитания". Ушинский считал, что задача учителя не заключается только в передаче знаний, но и в формировании ценностей и моральных качеств учеников. Он писал: «До сих пор педагогика больше думает о том, как учить, чем о том, для че­го учиться». Он полагал, что целью образования должно быть развитие личности ученика, его умственных и духовных качеств, и формирование гражданственности и патриотизма. К.Д. Ушинский предложил новую педагогическую систему, основанную на психологическом анализе и заботе о ребенке. Его идеи были взяты из наблюдений за детьми и опыта работы с ними. Ушинский также подчеркивал значение интереса ученика к учебе, осознания их необходимости для жизни и не только для получения хорошей оценки.

      Важным наследием Ушинского является его методика обучения чтению и письму. Раннее обучение, введенное Ушинским, до сих пор используется в начальных классах многих школ. Эта методика позволяет детям быстро освоить навыки чтения и письма, и она была широко внедрена в систему образования России. Ушинский также выступал за создание школьных библиотек и музеев, которые могли бы расширить кругозор детей и помочь им осознать важность знаний и образования.

       В заключение можно сказать, что К.Д. Ушинский - это не только классик педагогики, но и фундаментальный ученый, который оставил свой след в разных областях знания. Он считал, образование должно быть ориентировано на развитие личности ученика, учет возрастных особенностей, взаимодействие учителей и родителей, воспитание гражданина и патриота и высокую моральную культуру педагога. Его идеи, принципы и методы остаются актуальными и востребованными в наше время, и его наследие продолжает служить источником вдохновения и знаний для современных педагогов и ученых.

       Термин «каллиграфотерапия» создан на основе известных слов: «каллиграфия» (от греч. κάλλος — «красота», γράφω — «писать») и «терапия» (от греч. θεραπεία — «забота, лечение»). Каллиграфотерапия, или каллиграфическая арт-терапия, — это вид арт-терапии, основанный на использовании каллиграфических жанров и приёмов в психотерапевтических целях.

      Красивое письмо во все времена служило источником положительных эстетических эмоций, писцы и каллиграфы всегда занимали особые (весьма значимые) места в социальной иерархии. В настоящее время, когда рукописный текст практически полностью вытеснен электронным, возможно, впервые ярко акцентировался нетривиальный потенциал письма. Оно уже не воспринимается всерьёз с прагматической точки зрения (как средство передачи и хранения информации), но как эстетическая ценность письмо вполне может составить конкуренцию другим изобразительным средствам.

       Важно отметить и ещё один несомненный эффект каллиграфотерапии — этнотерапевтический. Знакомство с отечественными и зарубежными каллиграфическими традициями способствует вовлечению человека в пространство мировой культуры; делает его более восприимчивым к эстетическим и экспрессивным формам, накопленным человечеством; даёт ему способность понять и оценить иные культурные миры; позволяет стать непосредственным участником непрекращающегося процесса создания новых форм творческого самовыражения.
​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​