РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Консультационный материал подготовила музыкальный руководитель Косарева Оксана Леонидовна.
 

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ. Консультация

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ. Памятка

Современные дети испытывают «двигательный дефицит»,  так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений. Одна из новых форм организации музыкальных занятий — является музыкально — ритмические движения. Это  возможность для ребенка хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоение жизненно необходимых умений и навыков, закладка фундамента будущего физического и психического здоровья, а также создание предпосылок сознательного ведения здорового образа жизни. Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес.
Очень важно развивать у дошкольников танцевально-игровое творчество в процессе музыкальной деятельности.
                              Музыкально–ритмические движения:
— обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
— развивают познавательные способности;
— воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
— способствуют физическому совершенствованию организма.
Используются:

  • детские песни российских композиторов;
  • народная музыка;
  • классические произведения;
  • эстрадные мелодии.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях — психологическое  раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального» инструмента.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма.
                                             Методы и приёмы:
Метод показа и словесный метод обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, пробуют повторить упражнение.
Наглядный метод разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. К таким приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен).    
Другим эффективным методом является запоминание упражнения с помощью представления — «идеомоторной тренировки». В этом случае дети создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения.
Игровой метод  характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом — соревновательный и игровой. Упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
 
Один из самых эффективных приѐмов – «оживление позы». Ведь по сути, танцевальное  движение  –  это  развѐрнутая  во  времени последовательность поз. Поза статична, и у ребѐнка есть время для обдумывания и корректировки. А когда ребѐнок освоил позу, ему будет легче добавлять какие-то мелкие движения рук или ног, чтобы получилось танцевальное движение.  Итак, «оживить свою позу» – значит добавить ей одну (!) лишь деталь: поворот головы, рук, корпуса. Всѐ, что ребѐнок посчитает необходимым для дальнейшего развития своего образа (но только одно, а не всѐ сразу).
Дать  представление  о  разнообразии  танцевальных  поз  поможет  лото (набор карточек) «Танцующие человечки». Варианты игр в него очень разнообразны:  
–  «опиши позу», «повтори позу»;
–  «оживи позу»;
–  «чья это поза» (какому из предложенных персонажей подходит);
–  помоги другу принять такую же позу (игра «Скульптор»).
Дальнейший  уровень  сложности  в  данном  направлении  будет  заключаться в создании парных, коллективных поз. 
Ещѐ одна современная методика Е.А. Горшковой называется «От жеста к танцу». В чѐм она заключается? Вот пример: 
1. Педагог, изображая жест со значением «прошу», выполняет движение корпуса вперед, направляет руку в сторону партнера. Одновременно  с  движением  проговаривается  слово  «прошу»,  и  мимикой передаѐтся выражение просьбы. 
2. Затем необходимо проанализировать с детьми: какие действия совершались для выразительной передачи изучаемого жеста. А после – повторить  вместе.  Педагог  добивается  выразительного  интонирования слова в заданном характере. Это придаст исполнению жеста нужную пластическую выразительность.
3. На третьем этапе проговаривание слов заменяется их пропеванием. А на последнем этапе – напротив – слово пропевается «про себя».
Мы не всегда используем все этапы этой методики, но можем точно сказать, что такие этюды, как «Прошу – не надо», «Иди сюда – уходи», «Вот так встреча», «По секрету всему свету» очень нравятся детям. А после отработки выразительности жестов, ваши воспитанники будут готовы перейти к образным перевоплощениям и танцевальным спектаклям.