ПСИХОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ...

Консультативный материал подготовила педагог-психолог Шереметьева Е.В.

ФОРМИРУЕМ И РАЗВИВАЕМ В РЕБЕНКЕ СТРЕМЛЕНИЕ ПОМОГАТЬ

Не секрет, что дети без энтузиазма выполняют домашние обязанности, и при каждом удобном случае отлынивают от них. А кто-то и вовсе не знает, что это такое. Но ситуация не такая безвыходная, как кажется. Если не подавлять активность ребенка, а направлять ее в мирное русло — например, привлекать к выполнению домашних дел, то через некоторое время у вас появится незаменимый помощник. С чего же начать, и как развить в ребенке стремление помогать?
 

Когда же начинать?

Чем раньше, тем лучше. Можно назвать два основных признака готовности ребенка стать помощником:

1. Ребенок адекватно реагирует на просьбы (например, если попросить его принести пульт от телевизора, то он сделает именно это);
2. В лексиконе малыша появляется слово «сам».
И как бы вам не хотелось отстранить ребенка, к примеру, от мытья полов, потому что это быстрее сделать самой, помните: подавляя в младшем дошкольном возрасте желание ребенка помогать, можно больше и не дождаться этого порыва.


 

Что делать?

      Сейчас привлекать детей к домашним делам не так просто: в городских семьях быт устроен таким образом, что детская помощь почти не нужна: много техники, приспособлений, и проще обойтись без помощи, чем долго объяснять, что к чему и контролировать процесс. Получается, нет надобности включать ребенка в круг домашних обязанностей. Тем не менее делать это надо. Быт и самостоятельность очень связаны. Отсутствие же самостоятельности мешает развитию.
 

Развиваем самостоятельность

      Начнем с бытовой самостоятельности — это каждодневные дела по самообслуживанию: убирать игрушки, одеваться/раздеваться, застилать постель, наливать воду в стакан, расставлять на полке книги, подметать крошки на кухне или вытирать после себя воду в ванной. Безусловно, это не всегда будет выполняться с радостью, ведь играть веселее и интереснее.

Чтобы малыш запомнил, что ему нужно делать, придется много-много раз повторять. Сам он ничему не научится, надо НАПОМИНАТЬ, НАСТАИВАТЬ, ПОМОГАТЬ (немного), ПООЩРЯТЬ.


 

Создавать структуру

      Прекрасный возраст для создания структуры и появления первых домашних обязанностей — 3-4 года, когда можно научить раскладывать по местам не только свои вещи, но и предметы в общих зонах: ложки/вилки, кастрюли, упаковки с продуктами, тапочки. Можно привлекать ребенка к раскладыванию покупок по местам: так маленький хозяин или хозяйка будут знать, что где лежит в зоне их досягаемости, и смогут при необходимости эти предметы быстро находить и использовать при сервировке стола, например, или при приготовлении ужина с мамой. Так же дети, зная, что и где лежит, будут быстро одеваться на прогулку.

      Важный момент: дети учатся медленно, и для того, чтобы усвоить навыки самостоятельности и наведения порядка, потребуется от трех месяцев до полугода, если делать это ежедневно! Если у родителей не хватает терпения и настойчивости, то дела не становятся каждодневными, то есть не будут обязательными.

      Мы сейчас говорим о детях 3-4 лет, и если ваш ребенок старше, допустим, ему 7-9 лет, то домашние обязанности для него так же начинаются с самообслуживания и создания структуры (порядка).

      Если ребенок хорошо ориентируется в доме, знает, что где лежит, привык к порядку, то его каждодневное участие в бытовых вопросах будет побуждать его складывать вещи по местам и поддерживать порядок.

Детская мотивация: как работает и откуда берется?


 

Делать вместе

      Не секрет, что у родителей очень много дел, поэтому делать их надо максимально быстро, что мешает брать детей в помощники. Тем не менее, не надо отгонять от себя ребенка, а стараться вовлекать его в работу, например, доверить полить цветы, предварительно проинструктировав, или вытереть пыль, навести порядок в шкафу и так далее.
      Так вы сможете не только делать домашние дела, но и параллельно общаться, а он не будет ходить за вами и жаловаться на скуку.
 Если родители будут делать за ребенка то, что ему неудобно, грязно, долго, то список его домашних дел никогда не вырастет.

Поощрять за помощь

      Любые успешные дела ребенка, а также приложенные им усилия, должны быть отмечены. Это могут быть ласковые слова «какой ты молодец», «солнышко», поглаживание по голове, поцелуи, крики «ура» и т.д. Дети стремятся повторять действия, за которые их хвалят.
 

Создавать игровые ситуации

      Бывают моменты, когда малыш не хочет что-либо делать: нет настроения, желания, и тогда выручит игра. Например, устройте соревнование, кто быстрее застелет кровать, или кто быстрее протрет пыль в своей комнате.

Подавать пример

      Дети копируют поведение взрослых. Детские «не могу» и «не хочу» могут быть воспроизведением диалогов взрослых. Хотите, чтобы ребенок помогал вам — не отказывайте в его присутствии в помощи другим членам семьи, а в случае отказа всегда объясняйте, почему вы не смогли помочь.
 

Использовать воспитательный материал

      Смотрите и обсуждайте мультфильмы, где герои кому-то помогают, читайте ребенку тематические стихи или рассказы, придумывайте сказки, например, о маминой помощнице, и тогда развитие ребенка в этом направлении будет идти значительно быстрее.
 

Чего делать не стоит…

- Иногда родители слишком рьяно вводят домашние обязанности и строго относятся к этому процессу. Психологи рекомендуют не допускать некоторых моментов.
-  Использовать домашние дела в качестве наказания
-  Бытовые обязанности не должны ассоциироваться у ребенка с негативными эмоциями и наказанием, иначе у него сформируется негативная установка на работу, преодолеть которую будет очень сложно.
- Делать слишком много замечаний
      Критиковать нужно аккуратно. Сначала похвалите ребенка, а только потом скажите, как сделать лучше. К примеру: «Какой у меня замечательный помощник вырос. Теперь на кухне у нас всегда будет чисто и красиво! Только надо еще вымести сор из угла и из-под стула». Так и ребенок будет доволен, и вы.
- Переделывать работу при ребенке

      Мало кому приятно видеть, как переделывают только что сделанную тобой работу. Старайтесь указывать на недочеты тактично, а исправлять их либо вместе, либо когда ребенок этого не видит.


 

      Как и любое обучение, обретение бытовых навыков и помощь по хозяйству требуют много сил, времени, изобретательности и любви, но оно того стоит!