ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

В рамках тематической недели "МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ БОГАТСТВ ЗЕМЛИ" воспитатель Литвинова Любовь Николаевна предлагает подборку теоретических и практических материалов.

КОНСПЕКТ НОД "ПЕСОК И ГЛИНА"
КОНСПЕКТ НОД "РИСОВАНИЕ НА ВОДЕ"
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ПЕСКОМ
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ВОЗДУХОМ
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ПОЧВОЙ

Опыты с песком и глиной

Для проведения опытов понадобятся стаканчики с песком и глиной для каждого ребенка (можно использовать разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки), стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы. Все это можно размесить на небольшом подносе. Во время прогулок предложить ребятам отыскать на земле палочки или ветки, похожие на деревья. У каждого ребенка должно быть личное «дерево». Кроме того, необходимо подготовить песок и глину. Песок не должен быть слишком мелким и глинистым. Хорошо подходит крупнозернистый речной песок. Глину лучше взять природную.
 
Опыт 1.
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко.
А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? Песок.
 Поэтому и говорят песок – сыпучий.
Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.
Первый вывод: песок – рыхлый, в отличие от глины.
 
Опыт 2.
С помощью лупы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек – песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и отличаются? Одни дети могут ответить, что песчинки похожи, другие, что нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения дети внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Если есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
 
Опыт 3.
Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в трехлитровых стеклянных банках. Положите банку на бок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу.
Создайте в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с слегка влажным  песком и глиной.
 
Опыт 4.
Возьмем палочку и попробуем посадить ее по очереди в стаканчик с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили. Что песок -рыхлый.
 
Опыт 5.
Аккуратно нальем воду в стакан с песком. Потрогаем его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем посадить палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее.  Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.
 
Опыт 6.
Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из песка. Что получается? Из песка колбаску – червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич – из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать два кулича. Обратите внимание на то, что, если много воды, получится не «тесто» для куличей, а «каша-малаша». Правда, и с ней приятно повозиться.
 
Наблюдения на прогулке
1. На прогулке обратить внимание детей на песок во время дождя и в сухую погоду. Чем отличается песок? Пусть дети попытаются слепить замки из сухого и мокрого песка. Что означает выражение: «Строить замки на песке» (опыт№6).
2. Предложите детям пройти сначала по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает?
3. После дождя дети часто приносят на обуви грязь. Откуда она берется?  Предложите детям пройти в резиновых сапогах по песчаной дорожке и по глинистой. Какую грязь легче отмыть? Почему? После проведения опытов дети мыли руки. Что быстрее отмывалось – песок или глина? (опыт №2)
4. Внимательно исследуйте участки, на которых после дождя скапливается вода, и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи – на песке или на глинистой почве? Проверьте предположение на участке (опыт №5).
5. В ветреную погоду понаблюдайте за песком – уносит ли его ветер? (опыт №3).
6. Во время игры в песочнице аккуратно ссыпьте с совочка сначала мокрый, затем сухой песок. Какой песок  сыпучий? (опыт №1).