Организация логопедического сопровождения детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида г. Симферополя

Организация логопедического сопровождения детей с нарушениями зрения
и опорно-двигательного аппарата в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида г. Симферополя

 

          18 февраля на базе МБДОУ № 37 прошло заседание ТПМПК под председательством заведующего ТПМПК Горшковой Т.В. Темой его стало представление «Методических рекомендаций по организации логопедического сопровождения детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида г. Симферополя». Составитель – учитель-логопед МБДОУ № 37 Буракова Н.В. При участии Салимовой С.Р., учителя-дефектолога ТПМПК. Координатор проекта – Горшкова Т.В., заведующий ТПМПК г. Симферополя.
          Горшкова Тамара Викторовна рассказала об организации коррекционной работы в рамках комплексного логопедического сопровождения детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата в дошкольных учреждениях компенсирующего вида
г. Симферополя. Она отметила, что в настоящее время всё более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим и организация образовательного процесса в целом, и коррекционная работа, осуществляемая в рамках комплексного логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, должна представлять собой систему взаимодействия всех его участников: учителя-логопеда, ребенка, семьи, воспитателей и специалистов МБДОУ компенсирующего вида. Коррекционная работа должна быть построена таким образом, чтобы учитывать индивидуальные психофизиологические особенности детей всех возрастных групп и обеспечивать своевременную профилактику, пропедевтику и коррекцию речевых нарушений.
          Работу учителя-логопеда  в МБДОУ компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата необходимо направить на коррекцию недостатков речи и гармоничное развитие личности каждого ребёнка путем развития речевых коммуникаций с целью подготовки детей к обучению в школе и адаптации в социуме.  
          Буракова Наталия Вартамовна – учитель-логопед МБДОУ № 37, представила «Методические рекомендации по организации логопедического сопровождения детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида г. Симферополя». Она подчеркнула, что содержание коррекционной работы в рамках комплексного логопедического сопровождения детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, направлено:
ü на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования;
ü на коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии дошкольников,  их социальную адаптацию.
          Особое внимание учителя-логопеда в МБДОУ компенсирующей направленности должно быть направлено на развитие двигательных функций детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С этой целью в подгрупповые и индивидуальные занятия включаются: ОДУ (общие двигательные упражнения), динамические упражнения, музыкально-ритмические упражнения, массаж БАЗ (биологически активных зон), пальчиковая гимнастика, кинезиология, биоэнергопластика, упражнения на координацию речи с движением.
          Учитель-логопед отмечает не только нарушения в речи, но и исследует сохранные речевые возможности детей. Поэтому индивидуальное планирование ведется с учетом имеющихся возможностей для исправления выявленных нарушений каждого ребенка. Коррекционная работа, осуществляемая в рамках комплексного логопедического сопровождения, является наиболее оптимальной формой реализации задач воспитательно-образовательного процесса. В индивидуальных планах определяются основные направления работы с  ребёнком, обеспечивается учёт способностей, уровня физического и интеллектуального развития, формирования возрастных психологических новообразований во всех видах детской деятельности. Предложенная форма планирования позволяет систематизировать проведение занятий, повышает их эффективность и усиливает коррекционную направленность, а также дает возможность осуществлять дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. 
          Залогом успешной работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении компенсирующей направленности является взаимодействие  с воспитателями групп и специалистами МБДОУ №37 «Гвоздичка» компенсирующего вида, современная комплексная диагностика, профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями. Правильная организация коррекционной работы в рамках комплексного логопедического сопровождения детей, имеющих нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата, с применением нетрадиционных методов и инновационных технологий, в тесном взаимодействии с воспитателями групп и специалистами помогает подготовить дошкольников к обучению в школе, и, самое важное, адаптировать в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.